Проект Закона Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросу введения уголовной ответственности юридических лиц»
Дата публикации:ср, 03/30/2011 - 14:41
 Версия для печати
Депутатам Парламента Республики Казахстан
В настоящее время в Мажилисе Парламента Республики Казахстан рассматривается проект Закона Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросу введения уголовной ответственности юридических лиц» (далее - законопроект).
Союз «Атамекен» неоднократно заявлял о категорической недопустимости и правовой несостоятельности данного законопроекта. Считаем, что его принятие .принесёт исключительно негативные последствия по следующим основаниям:
1. Подпунктом 7) ст. 1 законопроекта, Уголовный кодекс РК дополняется новой статьей 18-1, согласно которой,под юридическим лицом применительно к уголовному праву предлагается понимать организации,за исключением государственных учреждений и международных органов, осуществляющих свою деятельность на территории РК.
Данный подход прямо противоречит определению юридического лица, предусмотренному ст.ЗЗ Гражданского кодекса Республики Казахстан (далее - ГК РК), согласно которому юридическим лицом признается организация, имеющая обособленное имущество и отвечающая этим имуществом по своим обязательствам, способная от своего имени осуществлять имущественные и неимущественные права и обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.
Предлагаемое указанным законопроектом применение понятия юридического лица также противоречит Конституции Республики Казахстан, поскольку согласно п. 1 'ст. 6 Конституции, в Республике Казахстан признаются иравным образом защищаются государственная и частная собственность.
Применение для Уголовного кодексаособого от других отраслей права определения юридического лица (исключительно как негосударственной организации), фактически означаетсоздание неравноправных условий в виде выведения государственных организаций и государственной собственности из-под ответственности, предусмотренной для негосударственных организаций и частной собственности.
Речь идёт о заведомом ущемлении (дискриминации) законных прав частного секторапо сравнению с государственным.
2. Судя по названию законопроекта, его задачей являлось введение уголовной ответственности дляюридических лиц. Однако, в официальном Прогнозе возможных экономических, социальных, правовых и экологических последствий действия принимаемого Закона Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросу введения уголовной ответственности юридических лиц», представленным разработчиком, прямо указано, что «учитывая, что юридическое лицо не может быть признано виновным, поскольку неспособно выражать свое субъективное отношение к совершаемому преступлению, так называемая«виновность» юридических лиц будет устанавливаться через виновность физического лица... При этом к уголовной ответственностибудут привлекаться, как физическое лицо, непосредственно совершившее преступление, так и соответствующее юридическое лицо.»
Таким образом, «виновность» юридических лиц планируется практически возлагать нафизические лица (менеджеров или собственников), совершивших противоправные действия в интересах данного юридического лица.
В таком случае нарушается главный принцип правосудия: никто не может быть осужден иначе, как при наличии доказанной судомличной вины. Согласно законопроекту, виновным будет признаватьсяюридическое лицо, а нести уголовное наказание - физические лица (граждане), которых личнони один суд виновными не признавал.
В этой связи необходимо отметить, что в действующей редакции Уголовного кодекса РК существует целая глава, предусматривающая ответственность граждан за преступления в сфере экономической деятельности, включая ответственность субъектов частного предпринимательства (Глава 7.). Кодексом РК об административных правонарушениях также предусматривается ответственность в области предпринимательской деятельности (Глава 14.), торговли и финансов (Глава ,15.), налогообложения и налогоплательщиков (Глава 16).
Таким образом, действующим законодательством предусмотрен исчерпывающий перечень оснований, по которым гражданин может быть привлечен к ответственности, в том числе за действия по управлению юридическим лицом. И введение дополнительной так называемой «уголовной ответственности юридических лиц» приведёт кдублированию санкций и двойной ответственности граждан за одно и то же правонарушение.
На практике это приведёт красширению возможностей по привлечению предпринимателей к уголовной ответственности в тех случаях, когдане имеется достаточных доказательств их личной вины, то есть к подмене конкретных доказательств личной вины гражданина - общими доказательствами неправомочности действий юридического лица.
3. Подпунктом 16) ст. 1 законопроекта, Уголовный кодекс РК предлагается дополнить новой статьей 39-1, согласно которму, к юридическим лицам могут быть применены следующие наказания: штраф, лишение права заниматься определенной деятельностью и/или ликвидация юридического лица.
При этом необходимо также учитывать, что в связи с процедурами лицензирования и требованиями указания видов деятельности юридического лица в
уставных документах организации, даже лишение права заниматься профильным ьидом деятельности (например, запрет строительной компании заниматься строительством) фактически будет означатьостановку и разорение предприятия, нанесение ущерба и потерю работы для всех его работников.
Однако применение таких санкций, затрагивает интересы не только граждан, .непосредственно принимавших решение в интересах данного юридического лица. Оно также неизбежно приводит к нанесению ущерба интересам других собственников и работников предприятия, не подозревавших о преступных действиях коллег ине способных нести за них ответственность.
Таким образом, за незаконные действия одних физических лиц, действовавших в интересах компании, понесут реальное материальное наказание (в виде лишения работы, доходов либо их части)непричастные к этому правонарушению законопослушные граждане.
Не будучи признанными судом виновными де-юре, де-факто они становятся со-ответчикамиподобных санкций, что крайне сомнительно с точки зрения права.
4. Подпунктом 17) ст. 1 законопроекта, действующую ст. 40 Уголовного кодекса РК предлагается дополнить частями пятой и шестой следующего содержания:
«Штраф юридическим лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность, назначается в следующих размерах:
а)субъектам малого предпринимательства, - в размере от 5 ООО до 100 ООО МР11 (от 7 560 ООО тг. до 151 200 000 тг.);
б)субъектам среднего предпринимательства, - в размере от 10 000 до 300 000 МРП (от 15 120 000 тг. до 453 600 000 тг.);
в)субъектам крупного предпринимательства, - в размере от 30 000 до 500 000 МРП (от 45 360 000 тг. до 756 000 000 тг.).»
Необходимо отметить, что согласно ст. 6 Закона РК «О частном предпринимательстве» субъекты предпринимательства делятся по следующим критериям:
Субъекты малого предпринимательствасо среднегодовой стоимостью активов за год не свыше 60 000 МРП (90 720 000 тг.).
Субъектами среднего предпринимательства... со среднегодовой стоимостью активов за год не свыше 325 000 МРП (491 400 000 тг.).
Таким образом, применение предлагаемых штрафов приведет к •незамедлительному разорению субъектов предпринимательства любого уровня,
так как они в разы превышают их среднегодовую стоимость активов. К примеру, как субъект малого предпринимательства может уплатить штраф в размере 151 млн. тг., если его максимальная стоимость активов не превышает 90 млн. тг.?
Получается, что применение к юридическому лицу такой санкции как штраф, равносильно фактической ликвидации юридического лица.
В то же время, действующей ст. 48 Кодекса об административных правонарушениях Республики Казахстан, на сегодняшний день, для субъектов малого и среднего предпринимательства предусмотрены штрафы в размере от 5 МРП до 1 000 МРП, а для субъектов крупного предпринимательства от 20 МРП до 2 000 МРП. Таким образом, разработчики законопроекта предлагаютувеличить размеры штрафов в 100 раз!
Кроме того, законопроектом устанавливается уголовная ответственность для всех юридических лиц РК (за исключением государственных учреждений). Вместе с
тем, размеры штрафов устанавливаютсятолько для субъектов предпринимательства. Однако в положениях Уголовного кодекса РК как в указанной статье, так и в особенной части по конкретным статьям не установлены конкретные санкции и размеры штрафов для других видов юридических лиц. Остается не понятным, почему разработчиками предусматриваются штрафы только для субъектов частного предпринимательства? Этот подход прямо противоречит статье 21 Уголовно- процессуального кодекса РК, согласно которой правосудие осуществляется на началах равенства всех перед законом и судом.
5.   В 2010 году, Глава государства, в своем Послании четко обозначил вектор, по 'которому должна развиваться правовая политика нашей страны. Согласно поручению Президента РК, государству в том числе предстоит выработать комплекс системных мер по поэтапной гуманизации уголовной политики. Важной частью процесса гуманизации являетсяде-кримпнализацпя права, то есть,сокращение оснований, по которым граждане могут привлекаться к уголовной ответственности, и их замена административными наказаниями.
5 февраля 2011 года, после проведенной огромной работы, вступил в силу Закон Республики Казахстан от 18 января 2011 года № 393-1У «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам дальнейшей гуманизации уголовного законодательства и усиления гарантий законности в уголовном процессе». Данным Законом, в частности, закреплен принцип освобождения виновного от уголовной ответственности в случае полного возмещения причинённого ущерба,исключена мера наказания в виде лишения свободы за преступления небольшой степени тяжести пост. 192-1 (совершение сделок без намерения осуществлять предпринимательскую деятельность), ст. 198 (заведомо ложная реклама), ст.218 (нарушения бухучета и финансовой отчетности), ст.220 (незаконное использование средств банка),ст.221{уклонение гражданина от уплаты налогов), и т.д.
В этой связи считаем, что внедрение новых видов и норм уголовной ответственности (в виде ответственности юридических лиц, ранее не являвшихся субъектом уголовного права, 100 - кратного увеличения размера штрафов и т.д.), напротив, является попыткойрасширения мер уголовного преследования ипрямо противоречит поручению Главы государства по гуманизации уголовного права.
6.    Уже сегодня для бизнес-сообщества совершенно очевидно, что реализация предложенного законопроекта повлечётсерьёзные финансовые и экономические последствия резконегативного характера.
В частности, расширение видов уголовной ответственности однозначно приведёт к увеличению административной нагрузки на бизнес, расширению инструментов давления на предпринимателей, и как следствие - кснижению деловой активности и ухудшению бизнес-климата в стране.
Практическое применение мер уголовной ответственности юридических лиц в предложенном формате, помимо штрафных санкций, будет означать лишение тех или иных предприятий права заниматься определёнными (в том числе профильными) видами деятельности и принудительную ликвидациюдействующих компаний. Для таких компаний это означает:
- вынужденные остановки оборудования и технологических линий, приведение их в негодность в результате простоя и разукомплектования (в том числе на
предприятиях, профинансированных из государственных средств в рамках 'антикризисных программ и программы модернизации);
-  увеличение количества и сроков процедур банкротства предприятий, судебных споров и исков по разделу их имущества;
-     неисполнение контрактов предприятий, срыв производственных планов и падение оборотов предприятий-партнёров;.
-       прекращение выплат по банковскими кредитам такими предприятиями; ухудшение кредитного портфеля банков, рост объемов неработающих средств банков по таким кредитам;
-     сокращение и прекращение налоговых поступлений в бюджет по таким предприятиям;
-     массовые сокращения рабочих мест на ликвидируемых либо ограниченно работающих предприятиях; увеличение государственных затрат на социальные пособия высвобождаемым работникам в связи с потерей работы и в связи с переходом их семей в категорию малообеспеченных;
-   увеличение числа граждан (из числа собственников и менеджеров компаний), осужденных к уголовным наказаниям, и рост государственных затрат на содержание заключенных в местах лишения свободы, и т.д.
Таким образом, введение уголовной ответственности юридических лиц имеет своим прямым следствиемувеличение государственных расходов.
В соответствии с п. 1 ст. 15 Закона Республики Казахстан «О нормативных правовых актах», к направляемым на согласование проектам нормативных правовых актов, предусматривающих сокращение государственных доходов или увеличение государственных расходов, в обязательном порядке должны прилагатьсярасчёты финансово-экономических последствий их принятия.
Однако при согласовании данного законопроектаразработчиками не сделано никаких расчётов его финансово-экономического воздействия.
7.Приведённые аргументы - лишь наиболее очевидные и концептуальные.
Вместе с тем, по каждому из разделов рассматриваемого законопроекта имеются не 'менее важные и принципиальные возражения,обсуждение которых лишено смысла в связи с общей несостоятельностью документа как в правовом, так и в экономическом плане.
В этой связи нам непонятно, почему, несмотря на столь серьёзные юридические и экономические возражения по законопроекту, его разработчики игнорируют не только вопросы целесообразности, но и необходимость предоставления реальных расчетов возможных последствий. Приложенный к законопроекту «Прогноз возможных экономических, социальных, правовых и экологических последствий действия принимаемого Закона Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросу введения уголовной ответственности юридических лиц» не содержит ни финансовых, ни экономических расчетов и по существу является формальным. Тем более актуальным представляется вопрос о том,кто будет нести ответственность перед обществом, экономикой и гражданами за вышеуказанные масштабные негативные результаты, в случае их наступления?
Уважаемые депутаты!
Принимая во внимание изложенное,считаем предложенный законопроект категорически неприемлемым. Вопрос об уголовной ответственности юридических лиц нуждается в более глубокой и комплексной проработке с привлечением специалистов из различных отраслей науки и практической экономики.
Просим отклонить указанный законопроект.

Цели

"Мебельная отрасль РК мощная, профессиональная, производящая качественную мебель, лидирующая на собственном рынке и поставляющая продукты на экспорт. Read More

Задачи

Представление интересов членов Ассоциации и отрасли в целом в структурах государственного управления. Read More

Миссия

Участвовать в демократических преобразованиях в Казахстане, выполнение "Стратегии - 2030" и развитие цивилизованного рынка мебели и деревообработки. Read More

Вход на сайт