"Предприниматели предложили ряд мер, направленных на обеспечение прозрачности процесса госзакупок!"
Дата публикации:Пнд, 01/17/2011 - 19:59
 Версия для печати
 
Предприниматели предложили ряд мер, направленных на обеспечение прозрачности процесса госзакупок.
 
Вчера в пресс-центре Алматинской ас¬социации предпринимателей (ААП) состо¬ялся круглый стол «Система государственных закупок в Казахстане и субъекты малого бизнеса». Организаторы – Форум предпринимателей, ЗАО «Республиканский выставочный центр», ААП и корпо¬рация "ПРАГМА - пригласили в качестве его участников международных экспертов, представителей бизнес-ассоциаций и госорганов, отвечающих за госзакупки и поддержку предпринимательства.
Было высказано немало критических замечаний в адрес Закона "О госзакупках". В частности, о том, что он не является за¬коном прямого действия: не содержит до¬статочного перечня принципов и процедур тендеров. Порядок их проведения регла¬ментируется главным образом подзакон¬ными нормативными актами, утверждае¬мыми постановлениями правительства. Это, в свою очередь, считают предприни¬матели, дает возможность чиновникам вли¬ять на принятие «удобных» нормативных актов, позволяющих лоббировать различ¬ные исключения и особые условия.
Также, по словам директора Ассоциа¬ции поддержки и развития фармацевтичес¬кой деятельности Зауре СЫБАНКУЛОВОЙ, из-за отсутствия стандартного переч¬ня документов, необходимых для участия в тендере, комиссии требуют всегда разные документы. Поэтому иногда создается впе¬чатление, что условия договора пишутся под определенного поставщика, который известен еще до начала проведения тенде¬ра. По мнению предпринимателей, объяв¬ление заранее распределенных тендеров под «отметившихся откатами» (обычно составляющих 10-15% от бюджета лота), по самым скромным подсчетам, приносит их организаторам и различным посредникам около Т26 млрд. из Т267 млрд., выделенных на госзакупки.
Руководители некоторых бизнес-ассоциаций указали также на то, что в конкур¬сах нередко участвуют совершенно неиз¬вестные фирмы, а комиссии не проводят публичных заслушиваний проектов, не передают участникам тендера документов по их итогам. Были высказаны также кри¬тические замечания по поводу состава ко¬миссий, где не всегда есть специалисты, разбирающиеся в качестве продукции. Не согласны предприниматели и с ограничен¬ными сроками поставки – «за 30-40 дней изготовить и доставить продукцию невозможно».
Во время обсуждения был высказан ряд предложений. В частности, директор ТОО "Алькор" Светлана РУБЦОВА предложи¬ла создать реестр товаропроизводителей для каждой отрасли - для определения по¬тенциальных участников тендеров на гос-закупки. По ее мнению, в реестре должны быть указаны основные данные: опыт фир¬мы, вид продукции, численность сотруд¬ников, оборудование, производственные площади. Это, считает г-жа Рубцова, способствовало бы стимулированию отече-ственной индустрии и усилению прозрач¬ности процедур. Как правило, считают в ААП, все предприниматели знают друг друга, в том числе конкурентов, и такой реестр предотвратил бы участие никому не известных фирм, которым «почему-то» часто отдают предпочтение, а самое главное – никогда не объясняется, кто и почему получил тот или иной госзаказ. Чтобы отслеживать эти и другие «нюансы», предприниматели предлагают ввести в состав тендерных комиссий представителей отрас¬левых бизнес-ассоциаций и создать при Агентстве по госзакупкам межотраслевой экспертный совет для мониторинга тендеров. Нужно, считают они, приглашать на тендеры СМИ, производить видеозапись, создавать архив тендеров.             
Исполнительный директор Форума предпринимателей РК Тимур НАЗХАНОВ считает, что из закона также необходимо убрать ссылки на то, что порядок и правила проведения госзакупок устанавливаются правительством или уполномоченными органами. Также, по его мнению, чтобы не допускать нарушений в ходе тендеров, необходимо законодательно разделить фун¬кции организатора конкурса  и закупающей организации. Многие предпринимате¬ли предлагают более решительно поддержать импортозамещения, доведя его уровень в госзакупках до 70-80%, установить ежегодно повышающиеся квоты по госзакупкам для отечественных товаропроизводителей дифференцированно по отраслям.Иностранных поставщиков казахстанские предприниматели согласны допускать, только если производство соответствую¬щих товаров, работ или услуг для госнужд отсутствует в РК или экономически нецелесообразно.
 
Адиль ДЖАЛИЛОВ
PANORAMA№50,
 27 декабря 2002г.

Цели

"Мебельная отрасль РК мощная, профессиональная, производящая качественную мебель, лидирующая на собственном рынке и поставляющая продукты на экспорт. Read More

Задачи

Представление интересов членов Ассоциации и отрасли в целом в структурах государственного управления. Read More

Миссия

Участвовать в демократических преобразованиях в Казахстане, выполнение "Стратегии - 2030" и развитие цивилизованного рынка мебели и деревообработки. Read More

Вход на сайт