Экономические условия и факторы развития лесопромышленного комплекса Республики Казахстан
Дата публикации:Втр, 01/25/2011 — 12:51
Версия для печати
Экономические условия и факторы
Развития лесопромышленного комплекса Республики Казахстан
1.Макроэкономическая промышленная политика Республики Казахстан в основном ориентирована на нефть, горнодобывающую отрасль, черные и цветные металлы, энергетику.
Естественно, в этих условиях лесопромышленный комплекс не может претендовать на макроэкономическое значение, а равно и внимание к нему со стороны как законодательной, так и исполнительной власти.
По этой причине в Республики Казахстан с середины девяностых годов прошлого столетия лесным комплексом системно, на Государственном уровне, никто не управлял и до сих пор никакой системы регулирования ее так и не сформулировано. Практически эта отрасль исчезла из поля зрения исполнительной власти. Стихийно возникшие малые предприятия не в состоянии обеспечить инфраструктуру лесопользования и создать основу для развития деревообработке вообще и физико-механической в частности. Доменентом этих предприятий является производство пиловочника и в лучшем случае лесопиление.
Разбросанность по территории с малой централизацией не создает условия для использования отходов лесозаготовок и лесопиления для их утилизации в продукты физико-химической переработки. Эта же тенденция имеет место и в деревообрабатывающем и мебельном производстве, которое также в основном представлена малыми предприятиями. В этих условиях естественно внутренний рынок мебели да и изделия деревообработки захвачен предприятиями и торговыми фирмами России и других стран ближнего и дальнего зарубежья, имеющих более низкие цены по сравнению с отечественными аналогами.
Вместе с тем, если взять лесной ресурс Республики Казахстан, составляющий разрешенный размер ежегодного главного лесопользования в объеме 2,4 млн.кбм с отдачей одного кбм в 100 долларов США, ВВП от лесного комплекса составит 240 млн. долларов США. Финляндия, США, Канада, Германия и другие развитые страны имеют этот показатель 500-600 долларов США за 1 кбм.
Усилиями ряда малых предприятий лесного комплекса Восточно-Казахстанской области был организован экспорт пиломатериалов, не имеющих внутреннего рынка в Китай и Узбекистан с ценой реализации 85-100 долларов США за 1 кбм. Кстати Российский экспорт лесоматериалов в Китай в среднем составляет 40 долларов США за 1 кбм. Правительство Республики Казахстан должно было поддержать это направление и организовать содействие в представлении прямых инвестиций в лесозаготовительную отрасль со стороны стран импортеров, однако случилось с точностью до наоборот. Экспорт был запрещен. Таким образом был прикрыт источник средств как для развития лесопользования, так и на этой базе развития деревообработки вообще и лесохимии в частности.
Таким образом в концепции индустриального развития лесопромышленного комплекса Республики Казахстан необходимо четко прописать кто на Государственном уровне должен им управлять и регулировать:
Министерство Индустрии и Торговли, или Министерство Сельского хозяйства, так как лесопользование является одним из элементов ведения лесного хозяйства.
2.Важнейшим аспектом концепции развития лесопромышленного комплекса должна быть правовая основа. Из-за ее отсутствия имеют место перекосы в непомерно высоких ставках платы за древесину, отпускаемую на корню, которые не могут быть стартовой основой при тендерных торгах лесосечного фонда, а также арендной платы при заключении долгосрочной аренды лесосечного фонда, будируется даже вопрос полного запрета на главное пользование в хвойных лесах, не четко разграничения хозяйственных, государственных управленческих и контрольных функций в проекте «Лесного Кодекса» Р.К. Экологическая составляющая явно превалирует над лесоэкономической, в результате в проекте «Лесного Кодекса» исчезло понятие деление лесов на группы все леса объявляются защитными, что ведет к увеличению возраста рубки леса. Практически исчезли леса хозяйственного назначения в деградирующих перестойных хвойных и мягко лиственных лесах. Одним из стимулов для улучшения структуры производства лесопромышленного комплекса могло бы стать формирование и реализация четко акцентированной инвестиционной политики в лесной комплекс.
Необходима система поддержки лизинга техники для лесозаготовителей и создание системы налоговых льгот для лесопользователей. Все эти и не только эти вопросы должны найти отражение в концепции Национальной политики Республики Казахстан, рассчитанной на долгосрочный период. В связи с этим необходимо просить Правительство Республики Казахстан ускорить разработку и принятие Закона о Национальной лесной политике Республики Казахстан.
В противном случае в зависимости от конъюнктуры будет либо полный запрет на лесопользование, либо возобладает социальный аспект таких решений.
3. Лесозаготовительное производство, даже при установлении определенных льгот при оплате древесины на корню, налоговых льгот, мало эффективно, а то и убыточно из-за высоких уделенных затрат на создание инфраструктуры в первую очередь строительство лесовозных автодорог, в условиях распыленности по территории лесосечного фонда, больших затратах на транспорт древесины с лесосеки, низкий эксплутационный запас древесного сырья на единице площади лесосеки при проведении не сплошных рубок. Все это в той или иной мере должно компенсироваться Государством – владельцем лесов, в виде финансирования дорожного строительства, либо возмещением этих затрат через налоги и льготы, снижением арендной платы за лесопользование. В организационном плане существующие малые да средние предприятия в отдельности не в состоянии осваивать отдаленные труднодоступные лесные массивы особенно в горных регионах Восточно-Казахстанской области и для повышения экономической эффективности лесозаготовкой организовать производства по глубокой переработке особенно низкосортной древесины и дров как хвойных, так и лиственных пород. Это возможно осуществить при создании корпоративных объединений юридических лиц всех видов собственности (частной, коммунальной, Государственной) с четким правовым статусом, консонидированным балансом и налогообложением по конечной продукции.
Без правового решения этих вопросов трудно предположить развитие лесопромышленного комплекса как в части лесопользования, так и, особенно, в результате глубокой физико-химической деревообработки в виде древесных плит и продукции лесохимии.