Садыков Е.Ш. –Президент Ассоциации предприятий мебельной и деревообрабатывающей промышленности Республики Казахстан.

Изучение опыта Германии в рамках партнерского  проекта в области профессионального образования .
Как отмечалось ранее (см. статью в № 3 за 2015год) Ассоциация  предприятий мебельной и деревообрабатывающей промышленности Республики Казахстан вопросам подготовки кадров для мебельного производства  уделяет  особое внимание и  считает,  что изучение опыта Германии поможет реализовать механизм практического  обучения,   в том числе  специальностям мебельного производства. В рамках  партнерского  проекта в области профессионального образования Национальной палаты предпринимателей РК и ремесленной палаты г.Трир была организована еще одна обучающая поездка  в Ремесленную палату г.Трир (земля Рейнланд-Пфальц, Германия) в сентябре –октябре 2016года.
1.    Цель поездки: Изучение модели дуального обучения в Германии (по горизонтали и по вертикали) по принципу «погружения в мебельную отрасль», освоение методик, способов обучения на рабочем месте столярных предприятий, изучение ролей палаты, профшкол, предприятий, гильдий в дуальном обучении региона Трир.
Участниками поездки были: президент Ассоциации предприятий мебельной и деревообрабатывающей промышленности Казахстана (Садыков Е.Ш.), директор ТОО «ДСП-Центр» (Шакерханов Р.),начальник цеха ТОО «Алматинская мебельная фабрика» (Халыкбергенов Н.),преподаватели и мастера производственного обучения по специальности «Мебельное производство» Алматинского Строительно-технического колледжа ( Ракишева Н., Сагынбаева А., Болатова А.)
В Германии 16 земель и 56 ремесленных палат, которые содержат (платят взносы) Центральный союз ремесленников (ZDH) для решения политических вопросов и взаимодействия с правительством. В земле Рейнланд-Пфальц - 4 области и 4 ремесленных и торгово-промышленных палат. Ремесленные палаты получают делегируемые задания от государства, и являются ключевыми участниками, например, в профобразовании, регистрации предприятий. Ремесленные палаты сами были инициаторами создания Центрального союза - ZDH, общественной представительской организации. В Германии роль и механизмы представительских профессиональных объединений сложились исторически.
 Ремесленная палата Трира (РП) считается одной их небольших, но результативных и несет ответственность за все ремесленные предприятия в регионе Трир по дуальному обучению. В Ремесленной палате Трир зарегистрировано 6970 предприятий, в которых работают 39 000 чел. и 3700 учеников. В среднем 7 работников на 1 ремесленное предприятие.
Задачи Ремесленной палаты: составление списка всех ремесленников региона;  контроль всего профессионального обучения на предприятиях и регистрация договоров;  разрешение спорных и конфликтных вопросов между клиентами и предприятиями;  проведение курсов повышения квалификации, обучения и сертификации наставников;  реализация различных проектов, в т.ч. и международных;  доклады, лекции, выставки для PR ремесла и профессионального обучения. Главные функции ремесленной палаты - это поручения государства, закрепленные в законе о ремесле.Согласно Ремесленному Закону членство ремесленных предприятий в ремесленных палатах является обязательным. В Ремесленную Палату входят предприниматели-ремесленники и собственники предприятий близких к ремесленным предприятиям в округе Ремесленной Палаты (в данном случае регион Трир), а также подмастерья и ученики этих предпринимателей.
В Германии также существуют торгово-промышленные палаты (индустрия), в которые входят более крупные предприятия. В отличии от них в Ремесленных палатах:
- большинство предприятий управляется собственниками (мастерами),
-определенная часть деятельности на предприятии - это «ручная работа»,
-штучное производство (или небольшими партиями),
-ограниченное складирование,
-производство, ориентированное непосредственно на конечного потребителя,
- ведутся прямые переговоры с клиентами.
    Членство в палатах для предприятий является обязательным, при этом они имеют право добровольно объединяться в отраслевые гильдии, которые представлены на земельном и федеральном уровнях союзами.
    Посещение Ремесленной Палаты региона Трир: произвело впечатление галерея из фотографий президентов Ремесленной палаты г. Трир, начиная с 1902 г. Это символизирует то,  что из поколения в поколение передается опыт и знания, постепенно совершенствуясь и создавая эффективный механизм взаимодействия между государством и  предпринимательским сообществом.
   Мюллер Р.

Президент Ремесленной палаты г Трир Р. Мюллер.- владелец мебельного предприятия по производству экологичной мебели.
У мебельщиков-ремесленников существуют две профессии - столяр (изготовление индивидуальной продукции) и механик по дереву (окна, промышленная продукция). Главный фокус в работе столярных предприятий и обучении учеников - ориентация на клиента. Гильдии всегда в поисках учеников, поэтому важно показать, как необходимы для них ученики. Очень важно сделать учеников заинтересованными и мотивированными хорошими специалистами.
Информационный вечер - первое большое мероприятие в профессиональном образовании учеников, поэтому приглашаются родители, предприятия, профшколы и пр. На вечере выставляются экзаменационные работы выпускников для вдохновения учеников. Ученики будут проинформированы, что можно делать и чего можно достичь в этой отрасли. Вечер - мотивационное мероприятие, т.к. не хватает учеников. В 2026 году в Германии нужны будут 2 млн. работников. Многие ученики школ уходят в университеты, поэтому недостаток представителей рабочих профессий.
Посещение центра непроизводственного обучения Ремесленной палаты г. Трир. Экскурсия: Посещение учебных мастерских по различным отраслям. Работа палаты в области профессиональной ориентации проводится в школах региона.. Важно,  чтобы уже на этой стадии ученик определился с своим выбором. Даже если он говорит, что ему не нравится профессия,  и он не хочет этим заниматься профессионально – это тоже хороший результат. Затраты на дальнейшее обучение очень большие и выбор профессии на ранней стадии позволяет частично избежать этих затрат. Для немецких ремесленников очень важно, чтобы дети уже на ранней стадии были заинтересованы и ориентированы на занятие ремеслом. Ощущается дефицит кадров в отраслях.   Острая конкуренция между отраслями за кадры заставляет гильдии заниматься профориентацией, помогать профтехучилищам в этой работе. Поэтому члены гильдии выступают на информационных вечерах, в школах и прочих мероприятиях для молодежи. Традиционно ученики в первый год обучения работают 3 дня на предприятии, 2 дня в профшколе. Есть варианты, 1 неделя в месяц в профшколе, остальное время на предприятии или в центре внепроизводственного обучения. Важно, чтобы ученики быстрее научились продуктивно работать и приносить прибыль предприятию. Продуктивность ученика измеряется в часах, а качество работы оценивается наставником.
На дуальное обучение приходят ученики 15-17 лет. В  Германии избыток общеобразовательных предметов в планах запрещен. Все общеобразовательные предметы подчинены, обслуживают, сопровождают осваиваемую профессию.
Выгоды предприятию от учеников:
1)     участие в производстве прибыли при минимальной зарплате;
2)     исключаются традиционные расходы управления персоналом - реклама, рекрутинг, объявления, собеседования и пр.;
3)     обучение ученика как сопутствующая реклама и повышение социального имиджа предприятия.
Посещение центра непроизводственного обучения (ULU) мебельной и деревообрабатывающей отрасли. Специальность СТОЛЯР.

Роланд Паулус

Руководитель центра - Роланд Паулус,  профессиональный, знающий весь цикл производства мебели,  начиная от проектирования мебели, программирования станков (с ЧПУ), наладки и эксплуатации станков и оборудования центра и заканчивая изготовлением изделия. Обучение специальности столяр  проходит в течение  3 лет. Каждый год ученики проходят 2 курса  обучения продолжительностью 1 неделя. Итого 6 недель непроизводственного обучения. Цель данного обучения заключается в приобретении компетенций,  которые ученики не могут приобрести на предприятии, поскольку предприятия оснащены разным оборудованием в силу специфики бизнеса и направленности на свою целевую аудиторию и их потребности. Здесь ученики приобретают и оттачивают базовые навыки для эффективной работы на предприятии. Центр оснащен стандартной линейкой станков и оборудования для производства корпусной мебели и различных изделий из дерева.
a.    Учебный класс по теории оснащен всей необходимой оргтехникой для эффективной организации обучения.  Проводятся занятия по технике безопасности и т.д. Очень большое внимание уделяется ТБ, поскольку ученики работают с машинами, режущим и колющим инструментом.
b.    Производственный участок. ФРС, КОС, Мембранно-вакуумный пресс, пресс плоский для наклейки шпона, шлифовальные станки, компрессор для подачи воздуха и великолепная аспирация.
c.    Участок «Обрабатывающий центр» оснащен обрабатывающим центром SCM (Италия) 3-х осевой. Здесь производятся операции по фрезеровке, присадке деталей. Ученики получают навыки программирования и эксплуатации данного станка. Используют его при изготовлении экзаменационного задания. Роланд Паулус мечтает о 5-ти осевом обрабатывающем центре, и эти мечты имеют под собой основание, поскольку строится новый центр непроизводственного обучения и будет оснащен по последнему слову техники. На строительство центра выделено 45 миллионов евро. Работы уже начались.
d.    Окрасочный участок.
По окончанию каждого курса ученик должен изготовить изделие. Предлагается на выбор несколько вариантов изделий, утвержденных комитетом. Материалы для изготовления изделий закупаются за счет оплаты предприятий за обучение. Изделие ученик может забрать себе домой.
1 курс. Изучает инструменты (режущий, шлифовальный и тп.) все виды соединений деталей из дерева. По завершению курса- изготовление изделия. При этом часть соединений изготавливается на станках под наблюдением мастера.
2 курс. Изучает машины и приобретает навыки работы на станках. Инструмент и машины те-же, что и на первом курсе, плюс  фрезерные станки.
3 курс. Основы обработки поверхностей. Ученик самостоятельно делает работу без помощи преподавателя. Преподаватель наблюдает, контролирует и при необходимости корректирует.  Инструмент и машины те-же, что и на первом и втором курсе, плюс Обрабатывающий Центр (СNC). Схема потока: Ученик программирует станок, преподаватель проверяет, ученик изготавливает изделие. На завершающем этапе ученик обучается всем видам лакировки.
ВАЖНО, что по завершению курса предприятие получает УНИВЕРСАЛЬНОГО СПЕЦИАЛИСТА, знающего весь поток производства продукта и понимающего причинно-следственные связи, влияющие на конечный результат. Эта универсальность позволяет достигать высокой производительности труда предприятия, создавать дополнительные ценности продукта предприятия для конечного потребителя. Это качество изделий, это культура общения с клиентами, которую тоже приобретают ученики, поскольку знают идеально весь процесс производства изделия и отождествляя себя с этим процессом, могут довести до клиента эту ценность. Предприятие получает профессионала, способного производить качественный продукт с высокой добавленной стоимостью.
Время обучения с 7.30 до 16.30. Зарплата сохраняется на предприятии. 1 год. 465 евро, 2 год 495 евро, 3 год 605 евро. Это закреплено в тарифном соглашении с профсоюзами. Переговоры с профсоюзами ведут отраслевые союзы (гильдии).
Гильдия организует работу по популяризации профессии столяра (мебельщика) в рамках этой работы проводится Выпускной вечер для учеников. Размещается информация в местной газете. За особые достижения вручается приз «Лучшему ученику». Особое внимание уделяется профессиональной ориентации школьников. Идет настоящая борьба за кадры между отраслями.
Посещение Столярной мастерской г-н Рудольф Мюллер. Президент Ремесленной палаты г.Трир любезно пригласил нас на свое предприятие.
Г-н Мюллер 30 лет назад получил предприятие от отца.
Член гильдии Столяров региона.
 
Предприятие господина Р.Мюллера
Первый в регионе начал использовать концепцию " экологичности" применительно к продукции своего предприятия.  Первый в земле (по его словам) получил сертификат Европейского союза в области экологичности. Идею экологичность распространяют на поставщиков. Использует эту идею "экологичности" как ценность, привлекающую клиентов в противовес массовой мебели, которая заполонила рынок и конкурентоспособность ремесла упала. Продвижение этого концепта объединяет столяров ремесленников Трира. Кроме того, еще один важный аспект, объединяющий ремесленников- это концепция кооперации. Они используют продукты друг друга для того, чтобы обеспечивать работой членов гильдии. По общеотраслевым вопросам они обращаются в Ремесленную палату.
Поскольку у него нет наследника, он взял в партнерство одного предпринимателя из Люксембурга. У партнера есть архитектурное бюро в Люксембурге.  Это позволяет вывести продукцию на рынок соседнего государства, где покупательная способность выше, чем в регионе Трир. Люксембург для многих хорошая возможность для расширения рынка сбыта, хотя при этом также отмечают что идет отток рабочей силы в соседнее государство из-за более выгодных условий работы в этой стране.
Всего работников  40 человек,  из них 8 сотрудников Мюллера и 32 человека сотрудников его партнера.  Производительность труда около 100,0 тыс. евро на одного человека.  Интересно,  что партнеры гибко используют сотрудников, друг  друга. Для этого в помещении стоит прибор, где работники по завершению заказа одного из партнеров отмечают время завершения и начала работы над заказом другого партнера.
Предприятие оборудовано всей линейкой станков для производства корпусной мебели.  Кроме того, есть покрасочный участок.  
Заказы из Германии принимает рабочий, разрабатывает чертеж и сам производит и устанавливает у клиента.  Это концепция вовлеченности работника в процесс и воспитания чувства ответственности за свой продукт и продукт предприятия. По словам г-на Мюллера, это позволило повысить эффективность персонала, улучшить качество взаимоотношений с клиентами. Профессиональная подготовка немецкого столяра позволяет ему самому производить все продукты по производственному потоку, для того чтобы произвести качественное изделие на выходе. С 1981г по 2015 год производственное обучение на предприятии прошли 20 учеников. Убытков  от производственного обучения предприятие не испытывает:1-й год обучения  ученик прибыль не приносит, 2-й год –окупает себя, 3-й год- приносит прибыль.
     Также участники рабочей группы посетили  столярное предприятие Drangmeister , которому 30 лет. Руководят предприятием семейная пара, 2 ученика и 1 офисный работник. Предприятие занимается  производством  мебели из массива дерева.
Cтолярное предприятие Drangmeister
Тоже позиционируется как экологическое производство. Главное - используется только дерево из их региона. Мебель должна быть безопасной, эксплуатация  -" Вечно ". Целевая аудитория - богатые клиенты.
Платежи в Ремесленную палату 500 евро и 600 евро в гильдию в год. Гильдия защищает интересы в области тарифов и сертификации.  Ученик получает 480 евро до налогов и 400 после. Около 7 учеников вышли из данного предприятия и создали свои столярные мастерские, у одного из них уже около 50-ти работников.
Общие затраты на ученика за 3 года составляют около 30 000 евро, и, в целом, стоимость вклада ученика в производство продукции равняется затратам на его обучение и содержание. После 1 года ученик уже может изготавливать продукцию под заказ клиентов. Предприятия заинтересованы в отборе лучших учеников. Мотивационные аспекты для ученика с самого начала - это высокая степень доверия, свобода в действиях, самостоятельность. Ученикам дают возможность изготовить изделия для дома (шкафчик, подставку и пр.).
    Также участники поездки посетили мебельное  предприятие «Brand». Семейное предприятие создано в 1904 году. Владельцы предприятия - 4 брата Начинал 1 ремесленник на площади 12 м . В настоящее время уже работает 5-е поколение. На предприятии 50 работников, в производственном цехе - 21-25 чел., из них 10 мастеров и 3 ученика. Автоматизирована линия распиловки. С оборудованием ученики начинают работать на 3 году обучения. При установке нового оборудования, машины на обучение направляются 2 работника, которые затем обучают других работников. В основном ученики собирают и упаковывают мебель.
Оборот предприятия 4,5-5 млн. евро. Из-за разного вида и объемов продукции предприятие относится на 60 % в Ремесленную палату и 40 % в Торгово-промышленную палату. Соответственно указанным процентам оплачиваются членские взносы в палаты. Взнос в гильдию составляет 1100 евро в год.
Половина работников были учениками на этом предприятии. Идет отток специалистов в Люксембург, для привлечения работников предприятие поднимает вопрос в гильдии о дополнительной пенсии для столяров. Специалисты на разные виды оборудования подбираются из сборщиков. Руководство прислушивается к мнению работников о желаемом месте работы на предприятии. 
.   
Посещение предприятия Brand
Каждый месяц владельцы проводят совещания, где каждый должен представить и защитить предложения по своему направлению. Предприятие в регионе имеет большую степень специализации. Зачем инвестируют в учеников? Нам позже нужны будут специалисты-, говорят они. Специалист со стороны очень дорого стоит, при этом ему необходимо привыкать к коллективу и производству. Были одновременно и 7 учеников, но, к сожалению, сейчас поступают 2-3 заявления учеников, с которыми можно дальше работать. Раньше предприятия выбирали учеников, теперь ученики выбирают предприятия.
Многие ученики сами создали предприятия и являются клиентами фирмы «Brand». С ними мы поддерживаем долгосрочные отношения, т.к. в Германии говорят «В жизни мы встречаемся дважды», т.е. первая встреча предшествует второй, и отношения первой встречи определяют взаимодействие при второй встрече. Есть партнер (на расстоянии 40 км-Люксембург), с которым выполняются большие проекты и заказы.
Один из братьев возглавлял гильдию столяров, в которую входит 90 предприятий. В земле Рейнланд-Пфальц 870 мебельных предприятий, которые объединены в 19 столярных гильдий (4 района, на 1 ремесленную палату 4-5 гильдий). Гильдии распределены территориально. Польза от вступления в гильдию: 1) кооперация с другими предприятиями, 2) участие в обсуждении тарифного договора, 3) качество профессионального образования.В Ремесленной палате Специалист по содействию трудоустройству выпускников ответственен за помощь в поиске мест учениками, и поиске учеников предприятиями. У специалиста по дуальному обучению - 3 помощника, 3 чел. по проблемным вопросам и 1 чел. работает с биржей труда. Отдельный специалист занимается одаренными детьми, другой студентами, которые бросили учебу в университете. Следующий, коуч - тренер для сотрудников предприятий для повышения квалификации, эффективности производства и качества продукции. Следующий специалист проверяет все договора учеников с предприятиями.
Ежегодно проводится опрос предприятий о свободных ученических местах. В 2016 году осталось не занятых учениками 500 мест. Начало дуального обучения с 1 августа. Теперь предприятия высылают заявки на учеников заранее. Используется программа «Radar» - приложение к сотовому телефону, которая извещает учеников о свободных ученических местах по профессиям и заявках предприятий. Также создана группа в фейсбуке «Свободные ученические места в регионе Трир».
Каждый год в мае (воскресенье) проводится выставка «Твои шаги в ремесле», куда молодежь приходит с родителями. Другая большая выставка проводится местной газетой в октябре (пятница), и текущем году зарегистрировано 55 предприятий. Выставляются предприятия, которые реализуют производственное обучение (дуальное).
                                                      ***
По итогам поездки участники на подведении итогов отметили, что :
- понравилась насыщенная программа обучающей поездки для детального знакомства с механизмом дуального обучения;
- благодаря посещению всех сторон участников дуального обучения сложилось полное представление о взаимодействии профшкол с предприятием;
-     предоставлена возможность ознакомиться наряду с основными информационно-презентационными мероприятиями, и с очень интересными мероприятиями как наблюдение за заседанием экзаменационной комиссии и участие в информационном вечере учеников, принятых на обучающие предприятия;
-     подробно и детально показаны столярные предприятия от малого, среднего до крупного, которые относится как к ремесленной, так и торгово¬-промышленной палатам;
-     активность работодателей поддерживается и обеспечивается, как в отраслевой структуре, когда объединяются по профессиям, так в региональной (область - земля) - объединение ремесленных предприятий;
-     стало понятно как работодателю, суть работы с учениками, роль учеников как будущих работников - нашего капитала. Особенно интересно было ознакомиться с «родственным» нам семейным предприятием «BRAND».    Рекомендации по использованию в Казахстане успешного опыта Германии обучения на рабочем месте:
 Разработать проектные мероприятия по обучению на рабочем месте мебельного производства, приемлемые для предприятий Ассоциации предприятий мебельной и деревообрабатывающей промышленности Казахстана. Есть необходимые условия  для реализации проекта на базе экспериментальных площадок г.Алматы- Отраслевого кластера подготовки, переподготовки, повышения квалификации и сертификации специалистов  мебельного производства, по отделке и дизайну интерьера (на базе Алматинского строительно-технического  колледжа).

Опыт Германии

Опыт Германии

 

Опыт Германии

Опыт Германии

Опыт Германии

Цели

"Мебельная отрасль РК мощная, профессиональная, производящая качественную мебель, лидирующая на собственном рынке и поставляющая продукты на экспорт. Read More

Задачи

Представление интересов членов Ассоциации и отрасли в целом в структурах государственного управления. Read More

Миссия

Участвовать в демократических преобразованиях в Казахстане, выполнение "Стратегии - 2030" и развитие цивилизованного рынка мебели и деревообработки. Read More

Вход на сайт