О достижениях мебельной Ассоциации, часть 1-я

Дата публикации:Втр, 01/25/2011 - 11:39

Чего мы уже добились:

  1. Направить гос.поддержку крупным и средним предприятиям, а не только МСБ;
  2. Снизить ставку по выдаваемым/рефинансируемым кредитам за счет гос.средств. Мы аргументировали 5% годовых, но «СамрукКазына» исходя из выдачи третьего транша под 12,5% выбрал середину между 5% и 12% - 8%;
  3. Внедрение субсидирования процентной ставки по действующим кредитам. Государство ввиду необходимости внесения изменений в некоторые законы, отложило на следующий год и запланировало лишь 5 млрд. тг., но необходима работа/давление со стороны бизнеса, чтобы увеличить эту сумму;
  4. Сохранение Фонда стрессовых активов (его хотели в конце сентября закрыть) для решения проблемы реструктуризации задолженности предприятий.
  5. Источник фондирования для банков – депозиты недропользователей/иностранных компаний. Эту тему двигает Премьер-министр РК.

Общее понимание кризиса в несырьевом секторе

У нас такой глубокий кризис поскольку до этого несырьевой сектор экономики рос за счет кредитов т.е. высокая кредитозависимость несырьевого сектора(85% населения!)нашей экономики. Отношение выданных кредитов несырьевому сектору к выпущенной продукции сектора составило в 2007 г. - 96%. Т.е. на выпуск 1 тенге несырьевого ВВП приходилось 96 тийнов кредитов. В 2008 г. банки сократили кредитование на 40% (или на 3,7 трлн. тг.) – темпы роста ВВП упали в 2,5 раза.

В этом году ожидается падение выдачи кредитов еще на столько же. По итогам 1-го полугодия зафиксировано падение ВВП (по оценке НБ РК) на -4,1%. Картину размывает сырьевой сектор, он начал оживать во 2-м квартале, но там работает всего 0,5 млн. ч-к или 6% экономически активного населения. Несырьевой сектор продолжает падение.

Проблемы предприятий. На основе консультаций мы выделили 2 основные:

  1. Недостаток оборотных средств. Здесь образуется следующая спираль:
  2. Производственные компании, даже при наличии устойчивого и платежеспособного спроса, не могут закупить в достаточном количестве сырья и материалов т.к. у них недостаточно средств для оплаты;
  3. Недостаток сырья и материалов ведет к тому, что производственные мощности оказываются недозагруженными и компания выпускает меньше продукции;
  4. Уменьшение производства, ведет к снижению рентабельности ввиду увеличения давления постоянных расходов – расходы по обслуживанию кредитов, заработной платы и др. Еще более ухудшила ситуацию 25% девальвация тенге, поскольку т.к на эту величину увеличились цены закупаемых за рубежом сырья и материалов (как правило не производимых в РК), долговую нагрузку предприятий большая часть кредитов была оформлена в долларах, или с привязкой к курсу доллара.
  5. Предприятия сокращают штат работников или фонд заработной платы, однако резерв данной меры невелик. Расходы на обслуживание кредита, подержание зданий и оборудования и др. остаются фиксированными. В виду нарастания рисков по действующим кредитам банки повышают ставки по кредитам, в РК речь шла о 1/3-1/5 действовавших ставок т.е расходы по выплате процентов по кредитам возросли на эту величину.
  6. Предбанкротное состояние и в случае сохранения текущей ситуации – банкротство. Согласно данным АФН, на 01.09.09 г. каждый третий заемщик в РК имеет отрицательный капитал и не обслуживает свои кредиты свыше трех месяцев!

Прежних оборотных средств сейчас нет по двум причинам:

  1. Неподъемная долговая нагрузка.Кредитный бум наблюдавшийся в предыдущие годы привел к образованию гигантской долговой нагрузки. В целом по несырьевому нефинансовому сектору экономики, уровень долговой нагрузки (отношение Долга к Продажам) составляет 84%, при оптимальном на уровне 1/3.

В условиях «лопанья пузыря» на рынке недвижимости, снижения спроса со стороны населения (розничный товарооборот упал по итогам 8 месяцев на 11%, в том числе за август на 18%), падения кредитования (на 22%, по итогам года ожидается порядка 40%), все больше предприятий не могут обслуживать такую долговую нагрузку. По данным АФН, на начало года не платил по кредитам каждый 12-й, а на 01.09.09 г. уже каждый 3-й!

Таблица 1. Долговая нагрузка несырьевого нефинансового сектора экономики РК

Отрасли Долг
Промышленность 50%
Сельское хозяйство 180%
Строительство 187%
Транспорт и Связь 58%
Торговля 292%
Другие 128%
Всего по отраслям экономики 84%

Решения

Мы предлагаем (кратко) направить средства 1. На кредитование оборотного капитала существующих (не надо финансировать новые) предприятий, для поддержания кредитования оборотного капитала на уровне 2008 г. под 8% годовых.

2. Субсидирование процентной ставки – с нынешних 16-20% до 8% годовых

3. Заморозить обслуживание текущего долга предприятий в Фонде стрессовых активов (Более подробно см. приложение 1 – Две схемы реструктуризации долгов), производя постепенный обмен плановых платежей по кредитам на долю в компании-заемщике (за 5 лет максимум 30% компании).

Точка зрения Госсектора.

Наш опыт взаимодействия с государственным сектором в рамках Антикризисного совета, Комиссии по модернизации экономики, встреч-консультаций с представителями/руководством Администрации президента, ФНБ «СамрукКазына», АФН, и др. показывает, что потратив такие большие суммы (порядка 1 трлн. тг.), они полагают, что кризис в целом преодолен в том числе и потому, что цены на нефть выросли. Разрабатываемая Стратегия ФИИР позволит придать импульс экономике, безработицу позволит преодолеть Дорожная карта (400 тыс. рабочих мест).

Однако недропользователи-иностранцы на которые приходится основной объем производства, абсолютно не взаимодействуют с несырьевой экономикой. К примеру, в прошлом году объем экспорта составил у них $68 млрд., из которых на депозиты в наших банках пошло менее 5%! Остальные средства крутятся за рубежом. Сейчас Премьер ведет работу (в том числе и с нашей подачи) по увеличению их участия в экономике.

Правительство боится запустить субсидирование ставок по кредитам т.к. по их мнению, это невозвратные деньги, и думает что это «банкет только за счет государства».

В итоге, средства направляются на рефинансирование с условием что банки довнесут еще 1/3 денег от направленных государством. К примеру, Государство направив 34 млрд. тг. на рефинансирование кредитов Обрабатывающей промышленности, охватит с учетом софинансирования со стороны банков, снизит ставку по действующим кредитам до 8%, для 10% заемщиков. Если направить эти средства на субсидирование ставок то можно всей Обрабатывающей промышленности снизить ставку до 8% т.е охват будет в 10 раз больше!

 Банки это понимают, но им как можно быстрее нужны хоть какие-то деньги – 1/3 заемщиков не платит, а надо расплачиваться по внешним долгам!

Банковский кризис.

Системный банковский кризис выливается в две основные проблемы: отсутствие базы фондирования и падение качества кредитного портфеля («плохие долги»).

Источник фондирования банков.

Дефолты 2 системообразующих банков (БТА и Альянс) на которые приходится 40% внешнего долга БВУ, наряду с резким падением качества активов, закрывают основной источник фондирования казахстанских банков на ближайшие, по различным оценкам, от  4 («до Кашагана») до 7 лет.

По внутренним ресурсам можно выделить 2 основных источника: население и сырьевой сектор (недропользователи). По населению отмечается, что с учетом замороженных средств на рынке недвижимости (порядка $9 млрд.), свободные средства не вовлеченные в легальную финансовую систему остаются лишь у наиболее обеспеченной части населения (вывоз капитала из страны в 2006-2008 гг. оценивается НБ РК в $8,3 млрд.). Однако возвращение данных средств в страну (часть итак вернулась в в виде иностранных инвестиций) и вовлечение их в легальный оборот в условиях банковского кризиса, усиления влияния государства в экономике и др. представляется маловероятным.

В этой связи, наиболее реальным вариантом представляются Недропользователи, однако уровень их взаимодействия с казахстанской экономикой невелик. В частности, закупки товаров, работ и услуг казахстанских компаний и все налоговые платежи Недропользователей за 2008 год составили $22,5 млрд., при объеме экспорта сектора в $68 млрд. В то же время объем экспорта и поступивших в страну внешних займов за 2008 год составил $96 млрд., а депозиты в банках второго уровня не изменились. Это позволяет констатировать, что отечественные банки не обслуживают ключевые финансовые потоки в стране.

С целью изменения данной ситуации Правительство в 2008 г. приняло меры направленные на заведение средств национальных компаний из иностранных банков в отечественные, что позволило, в то время, снять остроту вопроса с оттоком депозитов юридических лиц. С учетом доли национальных компаний в объеме производства всех недропользователей, речь идет примерно о 8% экспорта сектора т.е. примерно $5 млрд. Следующим шагом логично ожидать усиление давления на недропользователей в которых имеется неконтрольная доля государства (ENRC, Kazakhmys и др.). Однако результативность данного направления неочевидна, учитывая лоббистские возможности данной группы компаний.

  1. Решением проблемы может выступить введение системы стабилизационных депозитов для экспортеров т.е. внесение на счет в НБ РК части от размера экспорта (25%, что исходя из оценок экспорта на 2009 г. составит 1,5-1,7 трлн. тг.) на 1 год, по которым НБ РК будет выплачивать вознаграждение по формуле годовой LIBOR+1%. В свою очередь, НБ РК будет под полученные суммы выпускать тенге и размещать их по системе обусловленных депозитов (под кредитование определенных отраслей/проектов) в банках второго уровня с минимальной маржой (1-2%). Эта система позволит обеспечить достаточный объем для поддержания приемлемых темпов роста экономики РК – 3-5%.
  2. Также предлагается введение системы учета депозитов в казахстанских БВУ (т.е банков у которых ¾ активов размещено в РК) как казахстанского содержания в закупках недропользователей, с уменьшением суммы казсодержания в расчете размеров экспорта для стабилизационного депозита.
  3. Ввести гарантии по Торговому финансированию ($8,2 млрд.) для компаний-резидентов РК. По достижению банками определенных рейтингов (к примеру, выше ВВ- по шкале S&P) гарантии снимаются.

Решение проблемы «плохих долгов».

По плохим долгам будет реструктуризация долгов предприятий.  

Совокупный спрос.

На сегодня 3 основных источника совокупного спроса в экономике: государство, население и недропользователи. 

  1. Спрос со стороны государтсва (бюджет и ГХ) составляет 3 трлн. тг. из которых 50% уходит на импорт. Есть концепция развития казахстанского содержания.
  2. Население обеспечивает 6 трлн. тг. спроса, что создает работу для 76% экономически активного населения. Сейчас наблюдается его снижение. Так розничный товарооборот упал по итогам 8 месяцев на 11%, в том числе за август на 18%, из-за сокращений в корпоративном секторе. Государство повышает зарплаты бюджетникам это правильно. Но основное – надо поддерживать частные предприятия т.к. они обеспечивают основную занятость, а значит спрос со стороны населения.

Увеличение депозитов на $4,7 млрд. связано с «вливанием» средств из госбюджета по программе осени 2007 г. – $4,6 млрд.

Чего мы уже добились:

  1. Направить гос.поддержку крупным и средним предприятиям, а не только МСБ;
  2. Снизить ставку по выдаваемым/рефинансируемым кредитам за счет гос.средств. Мы аргументировали 5% годовых, но «СамрукКазына» исходя из выдачи третьего транша под 12,5% выбрал середину между 5% и 12% - 8%;
  3. Внедрение субсидирования процентной ставки по действующим кредитам. Государство ввиду необходимости внесения изменений в некоторые законы, отложило на следующий год и запланировало лишь 5 млрд. тг., но необходима работа/давление со стороны бизнеса, чтобы увеличить эту сумму;
  4. Сохранение Фонда стрессовых активов (его хотели в конце сентября закрыть) для решения проблемы реструктуризации задолженности предприятий.
  5. Источник фондирования для банков – депозиты недропользователей/иностранных компаний. Эту тему двигает Премьер-министр РК.

Общее понимание кризиса в несырьевом секторе

У нас такой глубокий кризис поскольку до этого несырьевой сектор экономики рос за счет кредитов т.е. высокая кредитозависимость несырьевого сектора(85% населения!)нашей экономики. Отношение выданных кредитов несырьевому сектору к выпущенной продукции сектора составило в 2007 г. - 96%. Т.е. на выпуск 1 тенге несырьевого ВВП приходилось 96 тийнов кредитов. В 2008 г. банки сократили кредитование на 40% (или на 3,7 трлн. тг.) – темпы роста ВВП упали в 2,5 раза.

В этом году ожидается падение выдачи кредитов еще на столько же. По итогам 1-го полугодия зафиксировано падение ВВП (по оценке НБ РК) на -4,1%. Картину размывает сырьевой сектор, он начал оживать во 2-м квартале, но там работает всего 0,5 млн. ч-к или 6% экономически активного населения. Несырьевой сектор продолжает падение.

Проблемы предприятий. На основе консультаций мы выделили 2 основные:

  1. Недостаток оборотных средств. Здесь образуется следующая спираль:
  2. Производственные компании, даже при наличии устойчивого и платежеспособного спроса, не могут закупить в достаточном количестве сырья и материалов т.к. у них недостаточно средств для оплаты;
  3. Недостаток сырья и материалов ведет к тому, что производственные мощности оказываются недозагруженными и компания выпускает меньше продукции;
  4. Уменьшение производства, ведет к снижению рентабельности ввиду увеличения давления постоянных расходов – расходы по обслуживанию кредитов, заработной платы и др. Еще более ухудшила ситуацию 25% девальвация тенге, поскольку т.к на эту величину увеличились цены закупаемых за рубежом сырья и материалов (как правило не производимых в РК), долговую нагрузку предприятий большая часть кредитов была оформлена в долларах, или с привязкой к курсу доллара.
  5. Предприятия сокращают штат работников или фонд заработной платы, однако резерв данной меры невелик. Расходы на обслуживание кредита, подержание зданий и оборудования и др. остаются фиксированными. В виду нарастания рисков по действующим кредитам банки повышают ставки по кредитам, в РК речь шла о 1/3-1/5 действовавших ставок т.е расходы по выплате процентов по кредитам возросли на эту величину.
  6. Предбанкротное состояние и в случае сохранения текущей ситуации – банкротство. Согласно данным АФН, на 01.09.09 г. каждый третий заемщик в РК имеет отрицательный капитал и не обслуживает свои кредиты свыше трех месяцев!

Прежних оборотных средств сейчас нет по двум причинам:

  1. Неподъемная долговая нагрузка.Кредитный бум наблюдавшийся в предыдущие годы привел к образованию гигантской долговой нагрузки. В целом по несырьевому нефинансовому сектору экономики, уровень долговой нагрузки (отношение Долга к Продажам) составляет 84%, при оптимальном на уровне 1/3.

В условиях «лопанья пузыря» на рынке недвижимости, снижения спроса со стороны населения (розничный товарооборот упал по итогам 8 месяцев на 11%, в том числе за август на 18%), падения кредитования (на 22%, по итогам года ожидается порядка 40%), все больше предприятий не могут обслуживать такую долговую нагрузку. По данным АФН, на начало года не платил по кредитам каждый 12-й, а на 01.09.09 г. уже каждый 3-й!

Таблица 1. Долговая нагрузка несырьевого нефинансового сектора экономики РК

Отрасли Долг
Промышленность 50%
Сельское хозяйство 180%
Строительство 187%
Транспорт и Связь 58%
Торговля 292%
Другие 128%
Всего по отраслям экономики 84%

Решения

Мы предлагаем (кратко) направить средства 1. На кредитование оборотного капитала существующих (не надо финансировать новые) предприятий, для поддержания кредитования оборотного капитала на уровне 2008 г. под 8% годовых.

2. Субсидирование процентной ставки – с нынешних 16-20% до 8% годовых

3. Заморозить обслуживание текущего долга предприятий в Фонде стрессовых активов (Более подробно см. приложение 1 – Две схемы реструктуризации долгов), производя постепенный обмен плановых платежей по кредитам на долю в компании-заемщике (за 5 лет максимум 30% компании).

Точка зрения Госсектора.

Наш опыт взаимодействия с государственным сектором в рамках Антикризисного совета, Комиссии по модернизации экономики, встреч-консультаций с представителями/руководством Администрации президента, ФНБ «СамрукКазына», АФН, и др. показывает, что потратив такие большие суммы (порядка 1 трлн. тг.), они полагают, что кризис в целом преодолен в том числе и потому, что цены на нефть выросли. Разрабатываемая Стратегия ФИИР позволит придать импульс экономике, безработицу позволит преодолеть Дорожная карта (400 тыс. рабочих мест).

Однако недропользователи-иностранцы на которые приходится основной объем производства, абсолютно не взаимодействуют с несырьевой экономикой. К примеру, в прошлом году объем экспорта составил у них $68 млрд., из которых на депозиты в наших банках пошло менее 5%! Остальные средства крутятся за рубежом. Сейчас Премьер ведет работу (в том числе и с нашей подачи) по увеличению их участия в экономике.

Правительство боится запустить субсидирование ставок по кредитам т.к. по их мнению, это невозвратные деньги, и думает что это «банкет только за счет государства».

В итоге, средства направляются на рефинансирование с условием что банки довнесут еще 1/3 денег от направленных государством. К примеру, Государство направив 34 млрд. тг. на рефинансирование кредитов Обрабатывающей промышленности, охватит с учетом софинансирования со стороны банков, снизит ставку по действующим кредитам до 8%, для 10% заемщиков. Если направить эти средства на субсидирование ставок то можно всей Обрабатывающей промышленности снизить ставку до 8% т.е охват будет в 10 раз больше!

 Банки это понимают, но им как можно быстрее нужны хоть какие-то деньги – 1/3 заемщиков не платит, а надо расплачиваться по внешним долгам!

Банковский кризис.

Системный банковский кризис выливается в две основные проблемы: отсутствие базы фондирования и падение качества кредитного портфеля («плохие долги»).

Источник фондирования банков.

Дефолты 2 системообразующих банков (БТА и Альянс) на которые приходится 40% внешнего долга БВУ, наряду с резким падением качества активов, закрывают основной источник фондирования казахстанских банков на ближайшие, по различным оценкам, от  4 («до Кашагана») до 7 лет.

По внутренним ресурсам можно выделить 2 основных источника: население и сырьевой сектор (недропользователи). По населению отмечается, что с учетом замороженных средств на рынке недвижимости (порядка $9 млрд.), свободные средства не вовлеченные в легальную финансовую систему остаются лишь у наиболее обеспеченной части населения (вывоз капитала из страны в 2006-2008 гг. оценивается НБ РК в $8,3 млрд.). Однако возвращение данных средств в страну (часть итак вернулась в в виде иностранных инвестиций) и вовлечение их в легальный оборот в условиях банковского кризиса, усиления влияния государства в экономике и др. представляется маловероятным.

В этой связи, наиболее реальным вариантом представляются Недропользователи, однако уровень их взаимодействия с казахстанской экономикой невелик. В частности, закупки товаров, работ и услуг казахстанских компаний и все налоговые платежи Недропользователей за 2008 год составили $22,5 млрд., при объеме экспорта сектора в $68 млрд. В то же время объем экспорта и поступивших в страну внешних займов за 2008 год составил $96 млрд., а депозиты в банках второго уровня не изменились. Это позволяет констатировать, что отечественные банки не обслуживают ключевые финансовые потоки в стране.

С целью изменения данной ситуации Правительство в 2008 г. приняло меры направленные на заведение средств национальных компаний из иностранных банков в отечественные, что позволило, в то время, снять остроту вопроса с оттоком депозитов юридических лиц. С учетом доли национальных компаний в объеме производства всех недропользователей, речь идет примерно о 8% экспорта сектора т.е. примерно $5 млрд. Следующим шагом логично ожидать усиление давления на недропользователей в которых имеется неконтрольная доля государства (ENRC, Kazakhmys и др.). Однако результативность данного направления неочевидна, учитывая лоббистские возможности данной группы компаний.

  1. Решением проблемы может выступить введение системы стабилизационных депозитов для экспортеров т.е. внесение на счет в НБ РК части от размера экспорта (25%, что исходя из оценок экспорта на 2009 г. составит 1,5-1,7 трлн. тг.) на 1 год, по которым НБ РК будет выплачивать вознаграждение по формуле годовой LIBOR+1%. В свою очередь, НБ РК будет под полученные суммы выпускать тенге и размещать их по системе обусловленных депозитов (под кредитование определенных отраслей/проектов) в банках второго уровня с минимальной маржой (1-2%). Эта система позволит обеспечить достаточный объем для поддержания приемлемых темпов роста экономики РК – 3-5%.
  2. Также предлагается введение системы учета депозитов в казахстанских БВУ (т.е банков у которых ¾ активов размещено в РК) как казахстанского содержания в закупках недропользователей, с уменьшением суммы казсодержания в расчете размеров экспорта для стабилизационного депозита.
  3. Ввести гарантии по Торговому финансированию ($8,2 млрд.) для компаний-резидентов РК. По достижению банками определенных рейтингов (к примеру, выше ВВ- по шкале S&P) гарантии снимаются.

Решение проблемы «плохих долгов».

По плохим долгам будет реструктуризация долгов предприятий.  

Совокупный спрос.

На сегодня 3 основных источника совокупного спроса в экономике: государство, население и недропользователи. 

  1. Спрос со стороны государтсва (бюджет и ГХ) составляет 3 трлн. тг. из которых 50% уходит на импорт. Есть концепция развития казахстанского содержания.
  2. Население обеспечивает 6 трлн. тг. спроса, что создает работу для 76% экономически активного населения. Сейчас наблюдается его снижение. Так розничный товарооборот упал по итогам 8 месяцев на 11%, в том числе за август на 18%, из-за сокращений в корпоративном секторе. Государство повышает зарплаты бюджетникам это правильно. Но основное – надо поддерживать частные предприятия т.к. они обеспечивают основную занятость, а значит спрос со стороны населения.

Увеличение депозитов на $4,7 млрд. связано с «вливанием» средств из госбюджета по программе осени 2007 г. – $4,6 млрд.

Цели

"Мебельная отрасль РК мощная, профессиональная, производящая качественную мебель, лидирующая на собственном рынке и поставляющая продукты на экспорт. Read More

Задачи

Представление интересов членов Ассоциации и отрасли в целом в структурах государственного управления. Read More

Миссия

Участвовать в демократических преобразованиях в Казахстане, выполнение "Стратегии - 2030" и развитие цивилизованного рынка мебели и деревообработки. Read More

Вход на сайт